Эзотерика жилища |
С домом, жилищем связано огромное количество примет. Например, их около двадцати только относительно того, как дом построить, и где именно. Почему люди селятся в одних местах и категорически избегают другие? Например, археологи, работая на раскопках средневековых крепостей, могут углубиться в земельный слой, и нередко там оказываются следы стоянок времен палеолита и мезолита. Видно, что люди налаживали быт, потом уходили, потом возвращались и начинали все заново, но почему-то именно на том же месте. Вполне возможно, что люди ориентировались на какие-то неразличимые, на первый взгляд, знаки и подсказки. Впоследствии эти знаки легли в основу примет, часть из которых дошла до наших дней.
Приметы хранят много указаний относительно того, как именно выбрать место для житья. Считалось, что неплохо обосноваться там, где любит отдыхать домашний скот. Там наверняка и человеку будет неплохо.
Кроме того, предлагалось выкопать небольшую яму и поставить туда посудину с медом. Мед нужно было оставить на ночь, и если к утру в нем обнаруживались муравьи, то место объявляли хорошим. А вот если муравьи на мед не прибегали, это был повод задуматься над тем, что же не так.
Некоторые исследователи, чьи интересы лежат не в области официальной науки, а, скорее, в области эзотерики, объясняют, что наши предки, сами того не зная, ориентировались на биополя. С точки зрения официальной науки все это более чем спорно. Но есть теория, согласно которой все живое образует тонкие поля, и эти поля могут гармонично контактировать между собой, а могут конфликтовать. Одни говорят, что биополе - это то же самое, что поле электромагнитное. Другие говорят, что на самом деле это квантовое поле. Третьи - что это торсионное. Четвертые вообще убеждены, что биополе - это проявление волновых функции.
У биополя репутация оккультной вещи, которую нельзя пощупать руками, нельзя попробовать на вкус. У него нет цвета, запаха, и нет достоверных доказательств того, что оно существует. Тем не менее, многие сверхчувствительные люди могут рассказать немало историй о том, как в каком-то месте им вдруг без причины становилось некомфортно, тоскливо, неуютно, страшно. Другие говорят о поведении животных, которые почему-то один угол предпочитают другому. Недаром самая стойкая, до сих пор сохранившаяся и частенько соблюдаемая примета гласит: если вы переезжаете на новое место, то первой в дом должна войти кошка. Надо посмотреть, где она захочет улечься, и именно там следует ставить кровать.
Вернемся к приметам, связанным с выбором места для постройки. Категорически запрещалось строить дома на дорогах, или на месте старых ворот, или же на звериных тропах. И это понятно, ведь чего от дома мы ждем в первую очередь - защищенности, спокойствия, безопасности, закрытости от посторонних глаз. И даже если дорога уже старая и по ней никто толком и не ходит, правило все равно соблюдалось. Потому что с точки зрения символа, дорога - это всегда путь, всегда движение и никакого покоя. То же самое можно сказать и о воротах - это всегда переход, некое приграничье, ни там, ни здесь. Ясно, что на границе настоящего покоя тоже не бывает, всегда приходится поглядывать на ту сторону - все ли тихо.
Но это что касается людских дорог и людских ворот. Что же до троп звериных, то тут тоже все ясно: какая же безопасность, если вокруг дома будут шляться звери, даже не очень крупные, вроде лис. Людям навредить они не смогут, но домашнюю птицу наверняка перетаскают. Чтобы понять, будут ли звери кружить вокруг дома, делали вот что. Сначала клали первый венец избы, то есть нижнюю часть бревенчатого сруба. Также выкапывали ямы для столбов, в эти ямы хозяин высыпал рожь, "чтоб Бог дал житье и жизнь". Потом стройку останавливали на ночь.
Перед тем, как покинуть будущую избу, хозяин клал в каждый из четырех углов по хлебу и ставил по стаканчику воды. Если на другой день хлеб и вода находились в том же виде, в каком они и были оставлены, или если вода еще прибывала и переливалась через край стакана, это считали весьма хорошим знаком. Однако если хлеб и вода оказывались опрокинутыми, то это воспринималось как дурное предзнаменование. Примета объясняла, что опрокинутый хлеб - знак того, что место нечистое, дурное.
Немаловажное значение имело не только где строить, но и когда. Например, советовали браться за стройку ранней весной, в Великий пост. Ранняя весна означала начало строительного сезона, который длился только в течение теплого времени года. Зимой стройка, если не успевала подойти к концу, замораживалась.
Хорошим зачином считалось взяться за постройку в новолуние. Кроме того, в новолуние рекомендовалось закладывать печь - чтобы теплее была. Существовал ли какой-нибудь логический резон делать это именно в то время, когда луна начинает свой новый цикл, неясно. Однако те же эзотерики убеждены, что луна оказывает на человека и на все его дела огромное влияние, и под лунный цикл лучше подстраиваться: в его начале дела начинать, в конце - завершать.
Есть еще одна примета относительно сроков. Стройку не затевали в те дни, которые выпадали на поминовение святых великомучеников. Считали, что ничего хорошего из этого все равно не выйдет - только зря мучиться, а дело все равно до конца не дойдет.
Помимо того, где строить и когда, приметы обуславливали еще и то, как это делать. Например, в основание дома предписывалось положить хвойные ветки, чтобы предохранить его от молнии. В передний угол, на первую кладку, нужно было положить деньги - для богатства в новом доме, шерсть - для тепла, ладан - для святости и чтобы домовой не шутил. Кроме того, пока не положен первый венец, мастера не должны были отлучаться с места работы, а также втыкать топор в бревно или бить по нему обухом. Зато если при рубке зачаточного венца первая щепка летела внутрь четырехугольника, то это был прекрасный знак - в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие.
Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника (чтобы происходящее снаружи было известно в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома). Было и свое правило относительно окон и ворот - их не ставили на северную сторону, потому что она всегда холоднее прочих.
Также существовали обычаи относительно того, как обращаться с наемными плотниками. Хозяева были обязаны их угощать, причем как следует, иначе благополучия под новой крышей не видать. А когда все было готово, то в новый дом приходил священник, чтобы освятить его - это должно было защитить семью от нечистой силы. Потом запускали кота (иногда - петуха). В первоначальном варианте полагалось, что животное остается в доме на ночь, но сегодня зверя просто пускают вперед. Сегодня те, у кого нет кота, и уж тем более петуха, обходятся мороженой курицей - вносят через порог.
Все манипуляции надлежало соблюдать неукоснительно, и только потом можно было переезжать. Но не на закате - на рассвете. И не в среду. И не в пятницу. И, опять же, не в понедельник. Зато можно в праздники - даже и рекомендуется. С собой прихватить хлеб и соль. Но это чисто символически. Никакого застолья в первый и во второй день переезда не следовало устраивать. Зато на третий день можно звать гостей на новоселье. Если его не справлять - это значит, что на новом месте семья долго не задержится.
Интересная статья.
ОтветитьУдалить