Загадки русской истории: “первоссыльный неодушевленный с Углича”

Церковь Димитрия "на крови"
 Угличский кремль стоит на высоком берегу Волги, по бокам его окружают протекающие в глубоких оврагах Каменный ручей и речка Шелковка, делавшие крепость в давние времена неприступной. С южной стороны был выкопан оборонительный ров, следы которого сохранились до сих пор около Спасо-Преображенского собора. 
Церковь Димитрия «на крови» − второй по древности памятник кремля. Она была поставлена в 1692 году на месте гибели царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного и его седьмой жены, Марии Федоровны Нагой, из древнего рода угличских бояр Нагих. Вокруг гибели восьмилетнего царевича, возможного наследника Ивана Грозного, немало легенд и загадок; до сих пор неизвестно, что именно произошло в угличском кремле 15 мая 1591 года. Кроме официальной версии несчастного случая, гораздо большей популярностью пользовалась версия убийства царевича посланниками Бориса Годунова, а также и слухи о том, что царевич не убит, а спрятан родственниками. В 1606 году тело царевича Димитрия было перевезено в Москву, и он был причислен к лику святых. Сразу вскоре после гибели царевича на месте нынешнего храма была поставлена деревянная часовня, позднее сожженная поляками. В 1630 году здесь стояла уже деревянная шатровая церковь, посвященная канонизированному царевичу, а рядом – небольшая «теплая» церковь Михаила Архангела. По преданию, ежегодно в день смерти Димитрия в алтаре храма из песка выступала кровь. В 1692 году на месте деревянной церкви по указу Петра и Иоанна Алексеевичей Романовых поставили новый каменный храм в два этажа. Верхний, «летний» храм был освящен в честь Димитрия, нижний, в подклете, – в честь Михаила Архангела. Храм построен в традициях московской архитектуры XVII века. Венчает храм изящное пятиглавие, с запада к храму примыкает длинная трапезная и стройная шатровая колокольня. Высокие стены основного объема храма были расписаны в 1772 году местной артелью под руководством Сапожникова. Фрески его полностью посвящены житию царевича Димитрия и его гибели, а также изображение его в виде святого на фоне Москвы. Трапезная расписана в 1788 году мастером Петром Хлебниковым из Борисоглебской слободы; здесь росписи повествуют о библейских событиях с сотворения мира. 
Сейчас в храме располагаются музейные экспозиции, в том числе знаменитый «ссыльный» колокол, в который звонили, оповещая об убийстве царевича. Этот колокол имеет свою удивительную историю. 
Угличский "ссыльный" колокол
До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Борис Годунов жестоко наказал не только  угличан, виновных в гибели царевича, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия. 
По обычаю того времени, осужденных в ссылку преступников метили, лишая возможности побега: клеймили, рвали ноздри, за особые провинности отрезали уши и языки. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык и отрубили ухо.  Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год осужденные на себе, под конвоем стражников, тянули набатный колокол до Тобольска. В пути колокол получил отметины, был поцарапан. В Тобольске тогдашний городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Это подтверждают “Сибирские летописи” и “Статейный список сибирских воевод”.Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Об этом сообщает “Сибирский летописец” (1590—1715 гг.). 
С 29 мая 1677 года настоящий угличский ссыльный колокол не существует. Волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным. Как писали тобольские губернские ведомости 19 октября 1891 года, “в воспоминание о прошлом”, то есть о том, что был здесь “первоссыльный неодушевленный с Углича”, в XVIII веке отлили новый колокол — такой же по весу, но отличающийся от прообраза по форме. Павел Конюскевич, митрополит Сибирский  и Тобольский,  “для отличения его от прочих колоколов” приказал учинить на нем надпись следующего содержания: “Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.”. В марте 1892 года состоялось заседание Угличской думы, на котором было решено создать комиссию для поездки за колоколом, ассигновать им 600 рублей для оплаты Тобольскому музею и 500 рублей на расходы, связанные с доставкой колокола обратно в Углич. На берегу Волги, напротив Спасо-Преображенского собора были выстроены пристань, куда должен причалить пароход, и специальные мостки, по которым понесут прибывший колокол.
Уроженец Углича, проживавший в Петербурге, Леонид Владимирович Колотилов в честь этого события прислал на родину свои стихи:
Приехал гость давно желанный, 
Привет тебе, земляк родной! 
Три века жил ты, как изгнанник, 
Теперь настал и праздник твой.
Пробыв в опале триста лет, 
Ты снова дух наш ободряешь. 
Хоть прежней жизни здесь уж нет, 
Ты нам в сердца ее вселяешь.
Мы будем знать, что с водвореньем 
На место прежнее опять, 
Опять тебя с благоговеньем 
Глубоко будут почитать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий